Теплый воздух
Медленно движущийся
и непосвященных людей врасплох, хотя опытные летчик и метеоролог ожидают таких осадков.
Как вы знаете, низкие облака не образуются в холодном воздухе в тылу быстро перемещающегося фронта вследствие большой толщины массы холодного воздуха позади фронта и турбулентности в холодном воздухе, который обычно двигается с большой скоростью. Но когда вторжение холодного воздуха достигло своей максимальной глубины и воздух начинает отступать, холодный фронт либо останавливается, либо двигается очень медленно. Это первый признак наличия благоприятных условий для образования низких облаков.
На рис. 69 вы видели/что поток воздуха, способствующий образованию фронта, неизбежно приводит в соприкосновение две воздушные массы. На рис. 97 показана такая циркуляция воздуха, при которой на сравнительно неглубокую массу холодного воздуха натекает более теплая воздушная масса. Для компенсации скопления воздуха у холодного фронта должен происходить, как вы знаете, медленный подъем холодного воздуха позади фронта. После замедления движения холодного фронта свойства этого холодного воздуха обычно значительно изменяются вследствие увеличения содержания влаги в нижних слоях. Эта добавочная влага повышает относительную влажность воздушной массы, между тем как температура остается относительно постоянной.
Медленный подъем холодного воздуха позади холодного фронта вызывает адиабатическое охлаждение, и, ввиду высокой относительной влажности, высота конденсации (т. е. высота, на которой начинается фактическая конденсация влаги, содержащейся в воздухе) очень невелика. В результате в холодном воздухе позади фронта быстро образуются низкие слоистые облака.
Как вы узнаете из опыта, погода этого типа обладает одним свойством, несколько искупающим ее недостатки: верхняя граница облаков обычно находится довольно низко, и вы без труда найдете удобные условия для полета над пеленой низких слоистых облаков. Но зимой всегда существует серьезная опасность обледенения как в облаках, так и в осадках, выпадающих из облака. Поэтому не делайте ошибки и не пытайтесь зимой совершать продолжительные полеты в облаках. Помимо опасности обледенения, облачность этого типа представляет другую опасность— низкие потолки и плохую видимость, когда вам приходится снижаться через облака, идя на посадку.
Ожидая такого рода погоды, прежде всего следите за признаками замедления движения фронта. Это замедление обычно происходит вдали от центра области низкого давления, преимущественно к юго-западу или юго-юго-западу от этого центра. Затем старайтесь узнать толщину холодного воздуха непосредственно за холодным фронтом. Сведения об этом вы можете получить, просматривая имеющиеся данные о самолетных аэрологических наблюдениях. Эти данные укажут вам высоту инверсии на границе натекающего теплого воздуха. Помните, что высота нижней границы инверсии будет высотой верхней границы облаков и что слоистые облака будут образовываться сверху вниз при подъеме холодного воздуха снизу и при выпадении через этот воздух осадков из слоистых облаков, образовавшихся в верхних слоях воздуха. Временами инверсия бывает очень значительной, и облачность удерживается надолго. Нередко обширная облачная пелена этого типа может держаться в неподвижной массе холодного воздуха от двух до трех суток.
Рис. 98 и 99. Если имеются указания на то, что вы можете встретиться с холодным фронтом, надвигающимся на район, занятый теплым тропическим воздухом, вам следует тщательно рассмотреть данные о погоде у фронта, прежде чем стартовать в полет. Вдоль линии фронта часто возникают грозы, сильные дожди и турбулентность, как показано на рисунке.
Указания на перемену погоды, происходящую при этих условиях, даны в двух бюллетенях на рис. 98 и 99 для станции, находящейся в левой
части рисунка. Пока станция находилась в юго-западном потоке воздуха, над ней наблюдались только отдельные разбросанные облака. Но с прохождением холодного фронта ветер изменился на крепкий северо-западного направления, началась гроза с градом, а потолки и видимость сильно снизились.
Летом при таких условиях вам лучше всего приземлиться на аэродроме в районе теплого воздуха и переждать прохождения холодного фронта. Однако вы могли бы очень осторожно лететь вдоль фронта, ища интервал между грозами, через который вы можете пересечь фронт.
Чем больше у вас сведений о расположении гроз, о фронте, на котором они происходят, и скорости, с которой они двигаются, тем лучше вы можете планировать свой полет. Даже бестолковый Джо больше не летает по доброй воле в грозу, какой бы слабой она ни казалась.
Рис. 100. Вы, несомненно, много слышали о «линиях шквалов» и о том, какие затруднения они могут причинить вам. Эти линии шквалов часто наблюдаются вдоль холодного фронта типа, показанного на рис. 99. На рис. 100 такой шквал показан в разрезе. Линии шквалов сопровождают грозы, возникающие у холодного фронта. Особая опасность погоды этого типа по сравнению с обыкновенными грозами заключается
в сильной турбулентности, возникающей не только в облаках самой грозы, но и в шкваловом облаке и у поверхности, над которой проходит гроза. Замедление движения холодного воздуха вследствие трения о поверхность земли вызывает выпучивание быстро двигающегося холодного воздуха вперед в массу теплого воздуха над поверхностью земли, впереди линии холодного фронта. Это положение особенно способствует образованию погоды шквалового типа и часто случается летом.
Вы можете узнать линию шквалов по ее темному оттенку и грозовому виду и валообразному или сигарообразному облаку впереди грозы. Если вы
увидите, что не можете перелететь над облаками или не найдете достаточно большого интервала между грозами, то мой совет вам — сделать посадку и переждать!
Рис. 101. Пролетая над гористой местностью, помните, что сильные по токи воздуха вызывают значительную турбулентность. Держитесь на такой высоте, чтобы броски при «болтанке» (которые могут одинаково легко бросить вас как вверх, так и вниз) не привели вас слишком близко к вершинам гор.
Рис. 102. При перелете через горы вы также должны следить за образованием облаков, вызываемых подъемом воздуха над горами. Даже если вдали ясная погода, как показано на рис. 98, подъем воздуха, вызываемый горами, может оказаться достаточным для проявления потенциальной неустойчивости воздуха и возникновения гроз или сильных ливней. Даже если в воздухе отсутствует потенциальная неустойчивость, подъем может выз — звать насыщение воздуха и образование облаков, которые закроют вершины гор. Опасность заключается еще и в том, что может не быть сведений о наличии этих облаков на пути, так как район их образования может находиться вдали от станции, дающей сведения.
* *
*
Не падайте духом, если ваши первые попытки предсказывать погоду будут неудачны. Опыт научит вас. Наблюдайте за периодическими переменами погоды; и если вы не знаете, к какому типу принадлежит та или другая перемена, спросите метеоролога. Помните, что некоторые перемены погоды происходят внутри воздушных масс без воздействия на них соседних воздушных масс, а другие возникают вследствие взаимодействия между воздушными массами, например при натекании на холодный воздух более теплого воздуха или при подтекании более холодного воздуха под теплый. Определяйте различные перемены, происходящие внутри воздушных масс при прохождении их над разнообразной местностью, например образование облаков с наветренной стороны гор и рассеивание их с подветренной стороны.
Каждый раз, когда вы будете на основании собственных наблюдений находить правильное объяснение перемены погоды, вы тем самым автоматически повышаете свою способность предсказывать подобные перемены в будущем. По мере приобретения опыта внимательный наблюдатель обычно становится хорошим практическим предсказателем погоды.